«Стартап – это временная организация, созданная для поиска работающей и масштабируемой бизнес-модели», – говорит седой полноватый мужчина в джинсах и очках, сидя на барном стуле перед студентами бизнес-школы «Сколково», которые приехали к нему в гости на ранчо в Калифорнии. Мужчину зовут Стив Бланк, и он недостаточно известен в России, но здесь у него принято брать автографы и называть одним из крестных отцов Кремниевой долины. На его подписана половина местного высокотехнологического населения, а две книги Бланка – «The Four Steps to the Epiphany» и «The Startup Owner's Manual» – превратились в настольные библии молодых предпринимателей.
Бланк живет в светлом ранчо неподалеку от городка Пескадеро примерно в двух часах езды от Пало-Альто. Путь туда пролегает по дороге, зажатой с одной стороны зелеными холмами и поселившимся в их низинах туманом, а с другой – дикими пляжами Тихого океана со снующими туда-сюда толстыми чайками.
Перед входом на ранчо – табличка «Пожалуйста, снимайте обувь». Хозяин уселся по-турецки на барной табуретке посреди залитого солнцем фойе. За его спиной – гигантское окно во всю стену. За окном – зеленый газон, кусочек океана и много синего неба. В таком антураже он больше напоминает буддийского гуру, нежели стартапера и капиталиста.
Бланк первым оформил во внятную и законченную теорию, чем стартапы отличаются от больших компаний. Тогда как сложившийся бизнес прекрасно знает, кто его клиенты и что им нужно, стартапы – нет. Поэтому цель стартапа состоит в том, чтобы добиться от реальности ответов на эти вопросы, строя гипотезы и проверяя их на практике. Сделать это, копируя подходы корпораций, невозможно.
«Фокус-группы и другие подобные трюки тут не пройдут, а единственный надежный способ – создавать реальный продукт, тестировать его на потенциальных потребителях, наблюдать их реакцию, учитывать ошибки, модифицировать продукт и вновь предлагать его клиентам», – говорит Бланк.
Этот путь Бланк в свое время обозвал термином «customer development» и сейчас рассказывает о нем студентам в Стэнфорде и Беркли. Эрик Райс, самый талантливый ученик Бланка, расширил теорию своего учителя и превратил ее в целое движение под названием «lean startup», охватившее в последние несколько лет всю Кремниевую долину.
Понимание того, как устроен мир стартапов, пришло к Бланку на исходе его тридцатилетней карьеры в Кремниевой долине, когда за спиной уже было восемь компаний. Главный успех Бланка – создание производителя маркетингового программного обеспечения компании E.piphany, которая в 1999 году разместилась на NASDAQ и в первые месяцы на волне бума доткомов выросла до капитализации в несколько миллиардов долларов. Главный провал – компания Rocket Science Games, которая должна была произвести в середине 90-х революцию на рынке видеоигр, но вместо этого села в лужу.
В день, когда создатели Rocket Science Games и лично Стив Бланк засветились на обложке журнала Wired, компания уже была обречена.
Впрочем, Стив Бланк меня бы сейчас поправил, заметив, что провалов в карьере стартаперов не существует, а любая неудача – лишь важный этап на пути к успеху. Только не закатывайте глаза. Сегодня это действительно может звучать банально, но Стиву Бланку позволительно говорить и не такое. Ведь фактически именно он придумал эту философию. «Стартап – это религиозная организация, основанная на вере, – говорит Бланк. – Все ваши гипотезы о мире не являются фактами. Превратить их в факты можно только с помощью экспериментов».
Когда перед тобой сидит какой-нибудь очередной представитель Кремниевой долины с приставкой «легендарный», тебя так и подмывает задать ему два вопроса: о Стиве Джобсе и о судьбе нынешних лидеров технологической индустрии. Принцип сработал и в случае со студентами «Стартап-академии», и на добрые двадцать минут разговор погружается в воспоминания о прошлом и грезы о будущем. В обоих случаях Бланк не подводит аудиторию.
Так, по словам Бланка, ему принадлежит неофициальный рекорд по продолжительности интервью со Стивом Джобсом. В середине 80-х приятель, работавший у Джобса в компании NeXT, предложил Бланку попробоваться на вакансию маркетингового директора.
У основателя Apple была привычка интервьюировать потенциальных сотрудников во время прогулок. Так вот, не успели они отойти от офиса NeXT и на сто метров, как Стив Джобс вдруг сказал: «А почему бы нам не пойти обратно?»
«Где-то через десять секунд я понял, что совершенно точно не хочу работать на этого парня. Ему был нужен не маркетинговый директор, а человек, который будет исполнять его приказы. А я не собирался исполнять ничьи приказы. – Бланк выдерживает паузу, а затем с ироничной улыбкой добавляет: – Хотя со временем я, конечно, понял, что в маркетинге Джобс понимал гораздо больше, чем я».
Что касается судеб индустрии, то короткое резюме примерно такое. Стив Балмер уже фактически завел Microsoft в могилу, а Тим Кук теоретически может сделать то же самое с Apple. Google же всех победит: ее CEO понимает, как быстро в технологическом бизнесе у тебя из рук могут уходить рынки, на которые еще несколько лет назад у тебя была полная монополия.
Но по-настоящему интересовавший всех вопрос прозвучал лишь в самом конце: «Как ощущает себя человек, который только что создал миллиардную компанию, и как долго длится это чувство?»
«Мои родители были иммигрантами, и мое детство прошло в крошечных апартаментах в Нью-Йорке, – отвечает Бланк. – Моя ванная комната сегодня размером с нашу старую квартиру. После того как E.piphany провела IPO, было очень легко продолжить заниматься стартапами, но я сразу понял, что мне больше хочется заниматься своими детьми. Ведь какую бы вы хотели эпитафию на своем надгробии: "Он сделал отличную карьеру" или "Он был хорошим отцом"?»
Бланк снова выдерживает паузу. «Впрочем, когда у тебя уже есть много денег, ответить на этот вопрос значительно проще», – добавляет он.