Толерантное отношение к инвалидам пока, увы, не наш конёк. Накануне вновь стало известно о случае, который обсуждается в СМИ и блогосфере. В Екатеринбурге инвалида-колясочника не пустили в кафе, где он собирался отметить с друзьями свой 27-й день рождения.
Парадокс в том, что само помещение всё же оборудовано пандусом для колясок, как того требует городская администрация. А вот посетителю, который собирался отпраздновать свой день рождения и заранее заказал столик, сотрудники ресторана отказали на том "основании", что он своим видом распугает других клиентов. Невозможно представить, чтобы такое произошло, например, в Европе. И подобные ситуации, увы, не редкость.
Кто в данном случае "нормален"?
Только за последний месяц стало известно о нескольких проявлениях душевной черствости наших сограждан, когда инвалидам отказывали находиться рядом с "нормальными" людьми или иными способами нарушали их права. А о скольких происшествиях мы не узнали? Ведь далеко не все инвалиды или родители больных детей пойдут куда-то жаловаться или сообщать об этом в блогах и тем более — в СМИ. Большинство из них привычно проглотят обиду и вновь закроются "в четырех стенах".
Еще одна ситуация, о которой стало известно буквально накануне: на юго-востоке Москвы под угрозой полной ликвидации оказалось уникальное образовательное заведение — школа Святого Георгия. В ней учатся дети с отставанием в умственном развитии. Причем, такие, которых отказались принять даже коррекционные учреждения.
Причина в том, что Люблинскому муниципалитету срочно понадобилось здание для досугового центра. И его решили забрать у школы. Куда при этом деться ученикам и их педагогам, чиновники предпочитают не говорить.
А несколько дней назад в СМИ и блогосфере бурно обсуждался инцидент в Московском океанариуме на Дмитровском шоссе. Туда вместе с другими – "нормальными" — посетителями не пустили группу детей, страдающих аутизмом.
Позже в самом океанариуме признали, что попали в сложную ситуацию. Объяснение было традиционным для подобного рода случаев: якобы некоторые посетители не хотят видеть рядом с собой инвалидов, так как это вызывает у них жалость. В итоге детям-инвалидам предложили экскурсию в санитарный день. В компании, в чьем ведении находится океанариум, уже пригрозили наказаниями нерадивым сотрудникам.
Еще один недавний аналогичный инцидент дошел даже до Генпрокуратуры РФ. Ведомство поручило дальневосточному транспортному прокурору проверить появившуюся в СМИ информацию о том, что авиакомпания "Владивосток Авиа" необоснованно отказала в перевозке девушке с онкологическим заболеванием.
Представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева пояснила, что цель мероприятия — проверить соблюдение прав пассажиров, которые, в частности, могли быть нарушены в случае с инвалидом Мариной Барлуковой, которой авиаперевозчик отказал в перевозке из Москвы в Улан-Удэ.
Возможно, по аналогии с методами активистов акции "СтопХам", стоит вешать на входных дверях заведений, где обидели инвалидов, таблички: "Осторожно, злые люди"?
Волонтер общины "Вера и Свет": это не со зла, а от непонимания
Действительно ли россияне настолько нетерпимы к людям с ограниченными возможностями? Или же дело в том, что о таких случаях стали больше говорить, привлекая таким образом внимание к проблемам людей, которые немного не такие, как все? Оценить отношение общества к людям с ограниченными возможностями Вести.Ru попросили сотрудника фонда "Даунсайд Ап" и волонтера общины "Вера и Свет" Елизавету Сладкову.
В процессе беседы выясняется: те, кто ежедневно общается с людьми-инвалидами, склонны относиться к душевной черствости "нормальных" людей гораздо терпимее, чем "нормальные" люди – к ним. Они даже радуются. В частности, тому, что таких случаев – по сравнению с еще недавним прошлым – становится все меньше.
Аргументы? Пожалуйста. В советские времена людей с физическими недостатками вообще ссылали на дальние острова (в частности, на Валаам) – чтобы они не мозолили глаза "полноценным" людям своим физическим уродством. А детей-даунов отправляли в настолько закрытые школы-интернаты, что не всегда даже жители близлежащих деревень знали о таком соседстве.
Разумеется, дети эти попадали туда не сами: медики настойчиво советовали мамам отказаться от несчастных малышей еще в роддоме. Зато теперь у нас в этом вопросе, оказывается, прогресс. Да, есть еще медики, которые предлагают родителям бросить больных детей, но их уже гораздо меньше. И все больше матерей, которые, невзирая на то, что их ждет, берут на себя этот крест – заботу о человеке, который родился не таким, как все.
"К сожалению, такие случаи (как, например, в океанариуме или в кафе Екатеринбурга) все еще случаются в нашей стране, — говорит Елизавета. – В целом же ситуация постепенно, но меняется".
Елизавета отмечает, что в последнее время все больше детей остается в семьях. "К сожалению, ситуация, когда медики уговаривают матерей оставить больных малышей, сохраняется еще во многих регионах и даже в Москве, — говорит она. — Но все-таки сегодня уже не оказывается такое давление, как было раньше. Однако необходимая психологическая поддержка матерям больных детей оказывается не всегда – часто все-таки предлагают от ребенка отказаться".
По ее словам, в фонде "Даунсайд Ап", который занимается детьми с синдромом Дауна, бывают ситуации, когда мамы здоровых малышей уводят их с детской площадки, завидев больного ребенка. Однако, отмечает волонтер, поскольку таких детей и людей в обществе становится все больше, то и реакция на них меняется — обычные люди уже не испытывают такого шока при встрече с ними, как было раньше.
"Мой опыт работы в общине "Вера и Свет" также свидетельствует, что в целом не все плохо. Хотя, может, потому, что это – Москва и определенный круг общения, — отмечает волонтер. — Поэтому очень важна просветительская работа. Нужно рассказывать о том, кто такие люди-дауны, например. Об их возможностях, способностях".
Кроме того, по словам Сладковой, проблемам инвалидов в последнее время все больше внимания уделяют СМИ, и это тоже приносит результаты. "Когда инвалидов обидят, жаловаться им, конечно, некуда, — отмечает Елизавета. — После отрицательного опыта "выхода в свет" взрослые инвалиды и мамы больных детишек постараются лишний раз на улицу (детскую площадку, кафе, кинотеатр) не выходить".
На Западе такого отношения к инвалидам нет – они полноценные члены общества. "И даже может сложиться впечатление, что их там больше (потому что они спокойно появляются в общественных местах). Но это не так. Просто наши инвалиды предпочитают лишний раз не появляться среди обычных людей", — говорит Сладкова. Однако при этом она продолжает настаивать на том, что в последнее время для реабилитации инвалидов появляется все больше возможностей: возникают сообщества в Интернете, специальные центры.
"Да, к этим проблемам надо привлекать внимание общества. Да, у инвалидов и их родственников много проблем, но сгущать краски не стоит. Думаю, что в том же океанариуме люди – не такие уж и злые. Просто они по незнанию так отреагировали. Возможно, им просто надо разъяснить: дети-аутисты или дауны не опасны для других, не заразны. Нужен диалог. И я верю в такой – эволюционный — путь решения вопроса", — подчеркнула волонтер общины "Вера и Свет".