О себе он пишет так: «Я сын учительницы, муж учительницы, отец учительницы. Старшая сестра отца была директором школы, которую она открыла в 1929 году. Я очень рано был приобщен к учительскому труду. Моя мама была учителем русского языка, я помогал ей проверять тетради. Когда в школах был введен урок гражданской обороны, мама мало что понимала в этом вопросе, и в ее классах предмет вел я. Так что в профессию учителя я был погружен с юных лет».
Говоря о своей работе, замечает: «Я работаю на стыке медицины и педагогики. Сегодня у нас идет очень тяжелый процесс генетической усталости. Чем культурнее и цивилизованнее страна, тем хуже у нее с генетикой. Идея создания такой школы была связана именно с этими угрозами XXI века. Требуется как можно более ранняя диагностика детей, потому что многие проблемы решаемы, это не трагедия. Дислексия, дисграфия, синдром дефицита внимания, нарушение мелкой моторики - все это можно предотвратить на ранних этапах развития ребенка. Когда мы берем детей в 3,5 года в детский сад, который входит в центр образования, то проводим раннюю диагностику, выявляем проблемы и стараемся скорректировать их, чтобы потом этого ребенка можно было привести в школу».
Реалии дня сегодняшнего
видит так: «Мы должны быть готовы к решению множества проблем: психических, физических, культурологических. Нужны новые методики работы с детьми, новые инструменты, причем не только педагогические, ибо к решению всех этих проблем мы должны подготовить наших детей. Я глубоко убежден, что педагогика важнее, чем экономика. Пока это мало кто понимает. Я так считаю не потому, что фанатик педагогики и поэтому против экономики, а потому, что это очевидно. Можно какие угодно экономические модели придумать, строить Сколково, делать еще что-то, но мы сейчас в президентском совете сидели и писали - новой Думе и новому президенту - предложения по модернизации и еще раз осознали перспективы. Все современные западные работы гласят: никакая модернизация невозможна без социокультурной модернизации, то есть пока не изменится взгляд человека на мир и не будут приняты новые практики, все эти технические хайтеки и ноу-хау ничего не дадут. Это уже в мире доказано».
О своей
деятельности Евгений Александрович думает, что «сегодня нам нужно не жаловаться и не плакать, а искать выход из положения. Выход - это максимальная активизация тех сил, которые есть, нам не надо ждать указаний сверху, часть проблем, которые есть, мы можем решить самостоятельно, для этого есть все возможности даже в существующих нормативных рамках... Когда меня спрашивали: «А может, нам открыть педагогические классы в школах?», я удивлялся: в условиях профильного обучения их можно создавать, не ожидая особых разрешений. Нам сегодня не хватает смелости, честности и системного подхода, зато хватает еще неизжитого страха, который мешает нам двигаться вперед. Сегодня я получаю много писем из разных регионов, авторы которых не мальчики и девочки, а люди, которые отдали образованию всю жизнь, говорят, что хорошего педагога сегодня днем с огнем не сыщешь, присылают мне много самых разных проектов стандарта учителя, в них самые разные требования к учителям».
Тексты
удивительного человека,
мудрого учителя и
смелого управленца можно прочесть на сайте «УГ».
Фото из архива «УГ»