Научный семинар "Философия - образование - общество"(третье собрание)
16-24 июня 2006 г., город Гагра
Редакция журнала "Вопросы философии"
Редакция журнала "Педагогика"
Российская академия образования
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Тема: "Социальная функция образования в формировании гражданского общества"
Редакция журнала "Вопросы философии", редакция журнала "Педагогика", Российская академия образования, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана провели с 16 по 24 июня 2006 г. в городе Гагра третье собрание научного семинара "Философия-образование-общество". Тема: "Социальная функция образования в формировании гражданского общества".
Совместную работу педагогов и философов в рамках этого, можно сказать, уже постоянно действующего, семинара отличает ориентация на историческую перспективу, на выбор тематики, которая сегодня вызывает общие мировоззренческие дискуссии, а завтра станет злободневной проблемой повседневной практики. Такая ориентация на перспективу делает семинар уникальным. Впрочем, с сожалением приходится констатировать, что и вообще совместная работа философов и педагогов стала редким явлением, хотя традиции такой работы у нас еще не забыты.
Очередное, третье собрание семинара "Философия-образование-общество" было посвящено теме столь же актуальной, сколь и дискуссионной: "Социальная функция образования в формировании гражданского общества". На обсуждение были вынесены следующие основные подтемы:
- Педагогические аспекты социализации и адаптации человека.
- Отражение идеалов гуманизма в содержании современного образования.
- Индивид и личность в контексте образования.
- Интеллигенция, интеллигентность и образование.
Как и на предыдущих собраниях, работа семинара была организована таким образом, чтобы по возможности максимально задействовать потенциал непосредственного общения участников, прибывших из разных регионов России. С этой целью было решено отказаться от традиционной формы работы, предполагающей, как правило, последовательное заслушивание заготовленных участниками докладов. Вместо этого основной формой коллективной работы семинара были избраны "круглые столы", которые позволяют в ходе прямого обмена мнениями и дискуссий выявить наиболее актуальную в контексте заданной темы проблематику и явно и остро обозначить альтернативные подходы к оценке и рассмотрению этой проблематики. Итоги семинара в целом подтверждают эффективность избранной формы работы. Кроме того, по итогам работы семинара планируется публикация сборника статей, в которых участники так или иначе учтут состоявшиеся дискуссии и выступления коллег.
В рамках семинара было проведено три "круглых стола". Все они, естественно, были идейно связаны указанной выше тематикой, но акцентировали различные ее аспекты. Первый "круглый стол" "Кому и зачем нужно образование в гражданском обществе?" был посвящен выявлению круга релевантных образованию проблем, вызванных процессами формирования в России структур гражданского общества. Речь на нем шла о ценностных и социально-экономических аспектах этих процессов, об их социальной и культурной амбивалентности, о роли и месте структур образования в гражданском обществе, о возможностях и характере влияния этих структур на гражданское общество и о потенциале педагогической науки в осмыслении происходящих процессов. С целью выявления наиболее актуальной в этом плане тематики были предложены следующие вопросы:
- Что такое гражданское общество? Кому нужно и кто строит гражданское общество? В какой мере такое общество сложилось у нас реально, а в какой - является пока перспективой? Или мы опять имеем дело с утопией?
- Как социальные и культурные процессы, ведущие к гражданскому обществу, влияют на статус, цели и характер образования? Какие задачи они ставят перед образованием? Способно ли образование справиться с задачей воспитания гражданской личности в век массовых коммуникаций и манипуляций сознанием?
- Предполагает ли гражданское общество высокий образовательный уровень граждан? Всех граждан? Некоторых социальных групп? Будет ли в XXI веке углубляться или уменьшаться образовательное и информационное неравенство в России? В мире?
- Ведет ли глобализация к появлению единого идеала образованного гражданина? Сохранятся ли разные культурные модели образования?
- Должна ли школа вписываться в существующие социальные и культурные тенденции или же быть средством формирования новых векторов общественного развития?
- Факультативный вопрос: нужно ли сегодня преподавать философию школьникам?
Проведением этого "круглого стола" руководил Борис Исаевич Пружинин, доктор философских наук, заместитель главного редактора журнала "Вопросы философии".
Выступавшие на Круглом столе говорили о тех мировоззренческих, по сути, проблемах, которые волнуют не только педагогов, но и всех граждан России, так или иначе участвующих в процессах формирования у нас гражданского общества, то есть общества, во всех сферах жизни которого важную роль играют различного рода добровольные объединения граждан. Дискуссии, естественно, гражданское общество высокий образовательный уровень граждан? Всех граждан? Некоторых социальных групп? Будет ли в 21 веке углубляться или развернулись прежде всего вокруг вопроса о реальном присутствии элементов гражданского общества в нашей жизни. Причем речь шла не только и даже не столько о дефиците этих элементов во многих сферах нашей общественной жизни (что очевидно), сколько о необходимости трезвого отношения к структурам формирующегося гражданского общества, о необходимости рассматривать это общество не как некое идеальное состояние, а как реальный способ организации социальной жизни со всеми его реальными проблемами.
Преимущества гражданского общества как способа организации социума связаны главным образом с тем, что развитые структуры гражданского общества позволяют динамично и эффективно реагировать на вызовы времени. Но эффективное функционирование этих структур требует от граждан адекватной подготовки, в том числе образовательной. И весьма примечательно, что в центр дискуссий выдвинулся вопрос не только о компетентности, но и ответственности граждан, участвующих в деятельности общественных самоуправляющихся структур. При этом, с одной стороны, вопрос об ответственности приобрел ярко выраженный философский смысл, обращенный к проблеме формирования ценностей, а с другой, вполне конкретный - педагогический. Чтобы конкретизировать этот аспект вопроса, А.А. Арламов (г. Краснодар) предложил рассмотреть формирование гражданского общества как педагогическую задачу совмещения воспитания и обучения. При этом выступавшие (Н.Г. Багдасарьян, В.П. Борисенков, В.В. Краевский, А.О. Карпов, И.С. Тимофеев, А.В. Хуторской, А.Н. Шимина и др.) отмечали, что решать эту задачу следует с учетом того обстоятельства, что школа (и средняя, и высшая) становится важнейшим организатором и участником самоуправления в структурах гражданского общества, и в этом качестве получает дополнительные возможности для совмещения обучения и воспитания.
Обсуждению проблем образования в этом аспекте, акцентированном процессами формирования у нас гражданского общества, были посвящены следующие два "круглых стола".
"Круглый стол", которым руководил Володар Викторович Краевский - академик РАО, главный научный сотрудник Института управления образования РАО, Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, был проведен по теме "Гражданское воспитание как приоритетное направление развития образования в России". Здесь наиболее острые споры развернулись вокруг вопроса о путях соотнесения в образовательном процессе моментов обучения и воспитания вообще, и в контексте задач формирования гражданского общества, в частности. При этом все выступавшие констати-ровали наличие разрыва между этими двумя неустранимыми функциями образования в сегодняшней образовательной практике. Дискуссии развертывались главным образом вокруг вопроса о путях, на которых может быть преодолен этот разрыв в контексте процессов формирования гражданского общества. Весьма интересный поворот этой дискуссии придало выступление А.В. Хуторского (Москва), предложившего созвучную ценностным установкам гражданского общества модель "заказчика" образования.
Вопросы для обсуждения:
- Гражданское воспитание как средство развития гражданского общества в России.
- Гражданское воспитание и задача сохранения конституционного строя.
- Социализация личности в контексте развития гражданского общества.
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
- Принципы, методы и опыт гражданского воспитания.
- Личностно ориентированное обучение как элемент гражданского воспитания.
Дискуссия продолжились в том же направлении и на следующем, итоговом "круглом столе", где тема совмещения обучения и воспитания обсуждалась уже в контексте мирового образовательного процесса, с учетом опыта современного зарубежного образования.
Руководил этим "круглым столом" Владимир Пантелеймонович Борисенков - вице-президент РАО, академик РАО, главный редактор журнала "Педагогика", доктор педагогических наук, профессор. Тема: "Гражданское общество в контексте развития мирового образовательного пространства". Наибольший интерес здесь вызвал концепт "образовательное пространство", теоретическую эффективность которого про-демонстрировал в своем выступлении А.Я. Данилюк (Москва). В ходе этого "круглого стола" обсуждались следующие вопросы:
- Основные этапы и тенденции развития мирового образовательного пространства.
- Образование как ресурс консолидации гражданского общества.
- Гражданское общество как ресурс развития образования.
- Принцип субсидиарности - фундаментальный принцип гражданского общества - в образовании.
- Неолиберальная глобализация, рост неравенства, новые проблемы доступа к образованию.
- Образование - фундаментальное право человека, общее достояние или коммерческая услуга, предмет купли-продажи?
Все выступавшие, затрагивавшие те или иные из названных выше вопросов, отмечали важность обращения к образовательному опыту и опыту реформ системы образования в странах, где, как считается, уже построено гражданское общество. Но при этом, по-видимому, именно благодаря ракурсу, заданному участниками семинара, выступающие акцентировали внимание не столько на аналогичность процессов, протекающих в образовании в странах, ориентированных на гражданское общество, сколько на проблематику, связанную с формированием единого образовательного пространства. Россия в этом пространстве должна занять свое особое место, а не просто догонять и лишь копировать чужой опыт. В выступлениях и репликах участников опыт мировой практики и реформ образования критически соотносился с задачами, стоящими перед отечественной системой образования, созвучными времени, и проблемами всей страны.
Список участников научного семинара "Философия - образование - общество"
Арламов
Александр Анисимович
директор Социально-педагогического института Кубанского государственного университета института по научной работе, зав. кафедрой социальной педагогики, доцент, кандидат педагогических наук
Возможности педагогического влияния на социализацию молодых исследователей в научном сообществе
Багдасарьян
Надежда Гегамовна
заведующая кафедрой "Социология и культурология" Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, доктор философских наук, профессор, кандидат исторических наук
Преподавательский профессионализм: утраты и обретения
Беломестнова
Нина Васильевна
доцент кафедры психологии человека Психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, докторант, кандидат психологических наук
Структура ценностей формального и социального образования
Бережнова
Елена Викторовна
зав. лабораторией методологии исследований проблем управления качеством образования Института управления образования РАО, доктор педагогических наук
Воспитание как моделирование жизни в гражданском обществе
Борисенков
Владимир Пантелеймонович
вице-президент Российской академии образования, академик РАО, главный редактор журнала "Педагогика", доктор педагогических наук, профессор
Данилюк
Александр Ярославович
зам главного редактора журнала "Педагогика", член-корреспондент РАО, профессор кафедры "Педагогика" Московского открытого педагогического университета им.М.А.Шолохова, доктор педагогических наук
Долгачев
Александр Александрович
зам. декана по учебной работе Воронежского государственного технического университета, доцент, кандидат физико-математических наук
Формирование мировоззренческой культуры личности на примере изучения курса физики в техническом вузе
Евдокимов
Анатолий Кириллович
профессор Тульского государственного университета, доктор технических наук
Нерегулируемый перекресток в педагогике
Карпов
Александр Олегович
начальник управления "Образовательные и научные молодежные программы и проекты" Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, кандидат физико-математических наук
Контекст и познавательные инновации
Краевский
Володар Викторович
главный научный сотрудник Института управления образования Российской академии образования, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор
Источники научного обеспечения социализации личности
Куликовская
Ирина Эдуардовна
начальник отдела развития образования Ростовского государственного педагогического университета, профессор, доктор педагогических наук
Воспитание толерантности мировидения личности в образовательном пространстве
Пружинин
Борис Исаевич
зам. главного редактора журнала "Вопросы философии", профессор, доктор философских наук
Сидорина
Татьяна Юрьевна
профессор Государственного университета - Высшая школа экономики, доктор философских наук
Проблема образования в докладах Римского клуба в контексте мировой проблематики, становления гражданского общества и его информатизации в современной России
Тимофеев
Илья Семенович
главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, профессор кафедры истории науки Российского государственного гуманитарного университета, доктор философских наук
Принципы и идеалы гуманизма и трудности их использования в преподавании историографии естествознания
Тимофеев
Илья Семенович
главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, профессор кафедры истории науки Российского государственного гуманитарного университета, доктор философских наук
Принципы и идеалы гуманизма и трудности их использования в преподавании историографии естествознания
Хуторской
Андрей Викторович
зав. лабораторией методологии общего среднего образования Института содержания и методов обучения Российской Академии образования, доктор педагогических наук, действительный член Международной педагогической академии, член-корреспондент РАО
Компетенции в образовании как результат интеграции социальной и личностной функций
Шимина
Аида Николаевна
зав. кафедрой философии Воронежского педагогического университета, профессор, доктор философских наук Философско-педагогический смысл понятия личности