Таланты ребенка.
Опубликовано 20 Июль 2011 |
Автор:
Оксана Агеенкова Распознать и взрастить не загубить
….В понедельник, 18 июля мы праздновали День рождения нашей дочки Машеньки. Ей исполнилось 3 годика. Получился замечательный День рождения на тему «Алиса в стране чудес», но об этом подробно я напишу позднее.
Среди прочих чудесных подарков, как раз к Машиному 3х летию пришел отчет – анализ Машиных талантов с сайта http://moitalanty.com. Там же я заказывала отчет о моих талантах.
Отчет делался психологом, физиогномом и нумерологом комплексно, в результате мы получили очень интересные для нас как родителей рекомендации. Нам написали рекомендации по лучшей адаптации в коллективе, рекомендации по физическому развитию, рекомендованное общее хобби для нашей семьи, какие слова могут заставить прислушиваться к словам родителей. А самое главное – рассказали о трех основных Машиных способностях для базиса будущей жизни.
Анализом мы остались очень довольны. Некоторые вещи мы уже сумели почувствовать интуитивно, а некоторые оказались для нас сюрпризом.
И благодаря этому отчету я решилась написать на тему таланта, которая давно меня интересует, но она на столько сложная и неоднозначная, что я не решалась начать.
Замечали ли вы, как часто родители, увидев тягу малыша к чему либо, с гордостью пророчат своим детям великое будущее… Потянулся г гитаре – музыкантом будет!». Самозабвенно рисует ладошками на листе – художник растет! Приполз к проводам от компьютера – настоящий электрик! Складывает губки – актриса, морщит лобик – философ, важничает – депутат (я и такое слышала про 6ти месячного малыша!) Уверенна, этим «грешат» все родители:) Например, когда я лежала в роддоме, муж спросил меня, чем занималась сегодня наша девочка. Я со смехом сказала: «Она сегодня кричала. Громче всех в палате:)». Молодой отец восхитился: «Ух ты! Певицей будет!»… =))))
Правда, смешно со стороны:)? Конечно, до настоящего таланта ребенку ещё расти и рости. Но родителям нужно непременно увидеть, а в чем он талантлив??? Но разглядеть способности это ещё полбеды. Как развить способности, а ещё важнее не загубить – вот сверхзадача. Излишней настойчивостью или равнодушием. Уничижением или превознесением… Почему сверхазадача? Да вы посмотрите, сколько окружающих вас, например, человек в этой жизни реально РЕАЛИЗУЮТ себя? Раскрыли свой потенциал? Сделали то, что хотели и могли? Не густо, правда?
Талант штука тонкая. Не стоит верить обещаниям «раскрыть гения в каждом ребенке», которые дают различные школы развития и пособия, чаще всего такие школы дают знания, но знания в чистом виде таланта не рождают… Гений, творец, конечно, уже есть в малыше, но гений это не тот, кто раньше других научился читать или считать, или выучил все страны (это скорее работа отличной памяти и старания родителей). Талантливый человек это тот, кто способен по новому решать известные задачи, видеть то, что другие не заметили, давать СВОЕ решение, не подсмотренное, не повторенное, а рожденное его душой.
И чтобы малыш поднялся на этот уровень необходимы важные условия.
Самое главное до определенного момента – свобода движения. Никакого обездвиживания пеленками, манежами, одергиваниями «посиди», «отдохни», «хватит крутиться»… И творческие порывы, порывы узнавать новое так же вредно обездвиживать. «Возьми лучше красный цвет», «это тебе не надо», «тебе ещё рано», «подрастешь – узнаешь». Последний ответ на вопросы почемучек способен очень сильно ранить детскую душу. Один друг рассказывал мне, что когда ему так отвечали родители, его охватывал весь спектр самых неприятных чувств, вроде, я не способен понять, мне не доверяют, со мной не хотят возиться.
Несколько советов для детей первых трех лет жизни, чтоб подытожить…
- не ограничивайте движений ребенка на столько, на сколько возможно
- отвечайте на потребности и вопросы ребенка, уважайте его
- позвольте ему делать самостоятельный выбор в тех случаях, в которых возможно (что одеть на улицу, что покушать
- оставьте ему уголок безусловного творчества, где он может творить всё, что угодно
- подбрасывайте ему задачи для самостоятельного решения, или не препятствуйте возможность решить их самому. Начиная с простейших – дотянуться до игрушки, открыть дверь, позвать маму, показать что ему нужно – это всё труд, который наполняет счастьем от осознания «Я МОГУ!»! Речь идет о тех случаях, когда малыш сам не просит о помощи.
Знаю, что многие не разделяют мою точку зрения, но я в большинстве случаев без лишних вопросов помогаю дочке, когда она о чем-то просит (даже если знаю, что умеет делать это сама), и не лезу, если вижу что пытается сделать самостоятельно. Многие поступают наоборот - при просьбе помочь начинают говорить «попробуй сам!», а когда малыш пытается сделать сам торопят его и решают самостоятельно ускорить процесс: «давай, я быстрее сделаю»…
Почему я помогаю, а не инициирую самостоятельность? По тому что понимаю самостоятельность как что-то сугубо добровольное. По тому, что твердо уверена, что правильно одеваться, например, она в конце концов научится. Пока же для неё гораздо важнее чувство защищенности и безусловной любви.
- играйте с ребенком. Поощряйте его игры.
В заключении, для обоснования последнего совета, приведу цитату из книги В.В. Клименко «Как воспитать вундеркинда»
«Игра всегда гармонична, идеально гармонична. И ребёнок, желающий играть (больной малыш как правило играть не хочет), тоже гармоничен. Он тянется к игре, потому что эта внешняя гармония даёт выход, возможность развития гармонии внутренней, той, которая томит его, не даёт сидеть на месте, заставляет искать применение себе, что-то делать. Но двигаться, использовать себя, работать он желает в ситуации полной свободы, когда он может выражать себя, развиваться, расти.
…..
Вундеркинд, которого запрягли в работу наперегонки со временем, лишён игры.
Он должен быть первым, его заставляют быть первым. Его заставляют стать первым. Первым — для кого? Сначала для тех, кто создаёт вундеркинда, кто в этом заинтересован, а потом — и для себя. Он доказывает, что он лучше всех, — и тем самым от остальных отделяется пропастью, проводит между собой и остальными распределительную грань.
…..
Человек живой, энергичный, творческий создаётся потому, что он развивался без гонки со временем, без давления непосильных обязанностей и поэтому сберёг свою самобытность, индивидуальность и самостоятельность. Иначе он жить не может.
Итак, индивидуальный подход, осторожность и терпение, терпение, терпение.
Работа на много лет.»
Растите талантливыми!
Ваша Оксана Агеенкова
PS… Пост получился длинным, и после его прочтения у кого-то вряд ли остались силы на комментарии, но я буду приятно удивлена и рада им:)
Комментарии Vkontakte Комментарии сайта (27)
-
Оксан, спасибо за такую развернутую статью. Я согласна с вами. Я не пеленала свою дочку даже в роддоме, никак ее не ограничивала, в результате, она сидеть и ползать стала раньше своих сверстников, пошла в 9 мес. Ребенку нужно давать больше самостоятельности для самоопределения и самовыражения. Мы же обычно пытаемся втиснуть лялю в общепринятые рамки и сделать лучше, “чем у Машки из второго подъезда, потому что мы раньше пошли”. Что-то я не часто встречала взрослых вундеркиндов. Все чаще люди, которые живут по шаблону. Видимо это результат ограничения в свободе выражения и излишняя опека в ненужное время.
Главное, чтобы ребенку и маме было комфортно и интересно в совместном времяпровождении и играх. И не нужно пытаться научить ребенка что-то делать “правильно”, перфекционизм дитю в детстве ни к чему.
-
-
Оксаночка, еще раз с прошедшим вас! Растите большими!!! Какая красивая первая фотография!!! Обязательно жду рассказа как все прошло!!!
Теперь насчет темы статьи: как это важно не навредить! Как раз пытаюсь себя на это настроить! Хоть мы еще и маленькие, но стараюсь уже не ограничивать его как могу! Например, ползать везде, даже на улице, вот специальное устройство придумала: http://www.lizon.org/2011/07/nakolenniki-dlja-polzunka.html
А вчера собирали фасолинки в баночку с крышечкой от детского питания – развивали мелкую моторику. Так он вместо того чтоб все положить в банку и накрыть крышкой, все положил в крышку и накрыл банкой – прям пизанская башня получилась! А кто сказал что так не правильно? Может так и должно быть! Пришлось хвалить! Правильно то он сто раз уже собирал! А тут как раз и был момент этого самого творчества, который надо “не навредить”!!! Так это было для меня неожиданно и великолепно!!!
-
-
-
-
-
-
Оксана, поздравляю с прошедшим! Это было во-первых
Во-вторых, хочу сказать, что понравился Ваш подход к самостоятельности. Я сама, в принципе, тоже стараюсь не встревать, когда ребенок чем-то занят, даже если у него самого не совсем получается, или получается “не так”. Я очень часто была свидетелем того, что вот не получается у ребенка, не получается, а потом он, в поисках нужного решения, вдруг изобретает что-то невиданное доселе, и так у него это славно получается, что даже мне самой удивительно становится! И ребенок рад – САМ сделал! И кто сказал, что “не так”?
Но с другой стороны, я настолько поглощена развитием самостоятельности ребенка, что на его просьбу о помощи сначала предлагаю ему все-таки самому справиться, и только потом иду помогвть. А вот в Вашей статье прочитала про другой подход и, должна сказать, он мне больше нравится! Так что берем на заметку.
-
-
-
-